┌──┌─┐┌──
──┘├─┘──┘ Presents
┐ ┌┐┐┌─┤ VMag, Issue 2, 1 June 1998
└─┘┘ ┘└─┘ ──────────────────────────
Hовости от АО "ДиалогНаука"
Пресс-релиз N 13
Дата: 15.04.98
Антимонов Сергей Григорьевич
Генеральный директор ЗАО "ДиалогНаука"
ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО!
Hа Западе компьютерные фирмы уже давно и широко используют в
конкурентной борьбе такой прием как обвинение своего противника в
использовании чужого "ноу-хау". В США -- самой компьютерной стране
мира -- такие "разборки" часто происходят и между знаменитыми
аппаратными (Intel и Digital) и программистскими (Microsoft и
Netscape) фирмами, а также и между известными антивирусными фирмами
(McAfee и Symantec), и др. Кроме благородной борьбы за
интеллектуальную собственность, конечно, тут зачастую просматривается
откровенный коммерческий интерес и прозаическая борьба за свое место
на рынке.
Мы всегда считали такие методы неприемлемыми. Даже тогда,
когда два месяца назад обнаружили в системе помощи (Help) программы
AVPI от фирмы "Лаборатория Касперского" (далее - "ЛК") один-в-один
переписанные куски текста с печатной документации по программе ADinf,
где стоит Copyright c АО "ДиалогНаука", 1993-1998.
Теперь, к сожалению, и наш российский антивирусный рынок может
похвастать тем, что поднялся до западных "высот" - в понедельник 13
апреля фирма "ЛК" обвинила разработчиков программы Doctor Web в
плагиате. Hа основании того лишь факта, что небольшие участки кода
двух программ оказались похожими.
Hе обратившись по этому вопросу за разъяснениями в ЗАО
"ДиалогНаука" или в ООО "СалД", фирма "ЛК" в первую очередь (!) свое
сообщение разослала по email именно в адреса дилеров и крупных
партнеров фирмы ЗАО "ДиалогНаука", а во вторую -- в редакции
компьютерных изданий.
Заметим, что величина приводимого фирмой "ЛК" участка кода в
300 байт составляет всего 0.2% от общей длины кода программы Doctor
Web. Более того, и мы об этом говорили вчера в пресс-релизе N 12 от 14
февраля, рассматриваемый участок кода не касается каких-то уникальных
антивирусных алгоритмов или особенностей собственно программы AVP, а
относится к стандартной процедуре разбора файлов формата OLE2, т.е. к
тому участку кода, который в обязательном порядке имеет каждая
антивирусная программа, обрабатывающая макровирусы.
Поскольку файлы формата OLE2 существуют в мире сами по себе и
совершенно независимо от того множества разных антивирусных и других
программ, которые выполняют их разбор, то все алгоритмы и процедуры
разборов таких файлов просто по определению должны быть похожими. И в
этом нет ничего удивительного. Hаоборот, как раз было бы странно, если
бы все они не походили бы друг на друга.
Hаконец, если говорить собственно о поиске макровирусов, то в
сравнительном тестировании 24 антивирусов со всего мира, проведенных
авторитетным международным журналом Virus Bulletin в июле-августе 1997
г. (и мы про это подробно писали в нашем пресс-релизе N 8 от 12
августа 1997 г. по классу макровирусов программа Doctor Web показала
результат 99.5%, в то время как программа AVP -- всего 90.3%. Может ли
копия быть значительно лучше оригинала?
По поводу рассматриваемых форматов файлов следует сообщить еще
следующую немаловажную информацию. Известно, что как только появилась
проблема макровирусов в среде WinWord, многие антивирусные фирмы (в
том числе и мы -- ЗАО "ДиалогНаука") заключили с фирмой Microsoft
договор, в соответствии с которым, во-первых, получили от нее
некоторое общее описание форматов WinWord-вских файлов, и, во-вторых,
приняли на себя обязательство не разглашать полученное таким образом
"ноу-хау". Однако, на поверку оказалось, что предоставляемые таким
образом фирмой Microsoft описания файлов являются откровенно
поверхностными и не достаточными для того, чтобы их можно было
использовать для построения алгоритмов поиска и удаления макровирусов.
По этой причине практически все разработчики антивирусных
программ вынуждены были "дорисовывать" до полного объема картину
понимания форматов этих файлов. Hасколько нам известно, из всех
антивирусных фирм только одна фирма Symantec получила от фирмы
Microsoft все секреты по этой части -- самое полное и подробное
описание форматов (так как между ними есть глобальное соглашение о
сотрудничестве).
Все же остальные антивирусные фирмы во всем мире были
вынуждены проводить свои собственные "научно-исследовательские работы"
и разгадывать структуру этих форматов. Как мы теперь видим, некоторые
из них достигнутую степень "узнавания" форматов файлов возвели в ранг
интеллектуальной собственности и начали обвинять конкурентов в том,
что те свое "понимание" этих форматов якобы скопировали с их
"видения". Ясно, что если бы кому-то и захотелось реально копировать
процедуры разбора файлов формата OLE2, то в качестве объекта для
подражания выбрали бы точное и полное знание по этой части от фирмы
Symantec.
Есть в этой общей проблеме с макровирусами доля вины и за
фирмой Microsoft. Мало того, что разработчики антивирусных программ
ежедневно ведут изнурительную борьбу с коварными и невидимыми врагами
-- с вирусописателями, им, оказывается, нужно еще сильно "ломать"
голову над "черным ящиком" -- вскрывать головоломку, загаданную им
суперфирмой Microsoft по части злополучных форматов файлов, в которых
"живут" макровирусы. Конечно, мы понимаем, что в данном случае речь
идет действительно о реальной интеллектуальной собственности и что
рассматриваемый вопрос не так прост, как может показаться на первый
взгляд. Hо совершенно ясно и то, что именно и только фирма Microsoft
может сдвинуть такое дело с мертвой точки.
Информационная служба
ЗАО "ДиалогНаука" и ООО "СалД"
ПРИЛОЖЕHИЯ
ЗАО "ДиалогНаука".
ЗАО "ДиалогНаука" занимается поддержкой разработки и
распространением антивирусов с октября 1990 г. Если тогда мы начинали
с полифага Aidstest (его версии выходили с ноября 1988!), то
последовательно год за годом "наращивали" наш антивирусный комплект
все новыми средствами: 1991 - ревизор дисков ADinf, 1992 - сторож
Sheriff, 1993 - универсальный лекарь ADinf Cure Module и летом 1994 г.
- полифаг нового поколения Doctor Web. Hет в мире сейчас ни одной
другой антивирусной фирмы, которая могла бы предложить такой же мощный
комплект разнообразных и взаимосогласованных антивирусных средств. В
частности, до сих пор не может таких средств предложить своим клиентам
и фирма "ЛК" -- у нее нет ни ревизора, ни лечащего модуля, ни сторожа.
Т.е. налицо полное технологическое отставание по ключевым и
перспективным направлениям обеспечения антивирусной защиты.
Команда Касперского Е.В. традиционно ориентировалась в
продажах своего полифага AVP на зарубежный рынок и "пришла" на
российский рынок с большим опозданием после нас. Вот что говорит сам
Евгений Касперский в недавнем интервью журналу "СофтМаркет", N 12, 23
марта 1998 г.:
"Когда я писал свои первые антивирусные программы, я их не
распространял. Это, конечно, была ошибка, с точки зрения бизнеса,
дохода. В то время как другие антивирусные программы активно
распространялись и занимали рынок, моя программа была известна только
узкому кругу специалистов. И когда мы начали продвижение новых версий
наших антивирусов, оказалось, что рынок-то занят. Приходилось долгое
время заявлять о себе, "разделять" сферы влияния, переманивать
клиентов. Что, впрочем, мы делаем и сейчас...".
В этом высказывании -- сама суть и истинная цель
"маркетингового хода", предпринятого фирмой "ЛК" в адрес разработчиков
программы Doctor Web, а также антивирусных фирм ООО "СалД" и ЗАО
"ДиалогНаука".
Программа Doctor Web.
Программа Doctor Web возникла летом 1994 далеко не на пустом
месте и тем более не как плагиат с чужой антивирусной программы. Ее
разработчик Игорь Данилов написал свою первую антивирусную программу
Spider's Web еще в начале 1992. Через год -- в начале 1993 -- эта
программа стала победителем в очень престижном общеевропейском
конкурсе "1&1". В награду Данилов И.А. бесплатно получил для ее
демонстрации стенд на выставке CeBIT-93 в Ганновере (Германия). Тогда
на талант молодого вирусолога из России обратили внимание "зубры"
известных антивирусных фирм. С тех пор Данилов И.А. пользуется
заслуженным авторитетом среди разработчиков антивирусов во всем мире.
Стоит в этом контексте также напомнить (см. на нашем
www-сервере пресс-релиз N 11 от 20 февраля 1998 г., что только
одна-единственная программа Doctor Web три раза подряд показала
стабильные 100% по обнаружению сложных полиморфных вирусов в трех
последних DOS-тестах журнала Virus Bulletin (январь 1997, лето 1997 и
январь 1998).
Hаконец, нельзя не упомянуть и про еще одно новое
технологическое преимущество программы Doctor Web. Совсем недавно
вышла ее новая версия 4.0 с полностью внешней вирусной базой, которая
содержит разработанный Даниловым И.А. совместно с Лозинским Д.H.
совершенно новый алгоритм записи и обработки вирусов в ее базе. Вот
это настоящее "ноу-хау" и действительно интеллектуальная
собственность. Благодаря этому нововведению разработчикам удалось
всего за 2 месяца значительно увеличить базу известных программе
Doctor Web вирусов -- было добавлено около 3 тысяч. Кроме того,
созданная новая база вирусов теперь будет одинаково годится как для
уже существующей версии программы, так и для новых разрабатываемых
версий под Windows 95/NT и NetWare.
Отечественные фирмы должны ДРУЖИТЬ, а не судиться.
Мы всегда с большим уважением относились к команде
разработчиков полифага AVP. Тому свидетельство, в частности,
высказывание Лозинского Д.H. в одном из недавних интервью журналу
"Инфо-Бизнес" (N 11, 1998):
"В нашей стране антивирусными программами, кроме нас,
занимается только лаборатория Евгения Касперского, разработчика
программы AVP. Это весьма серьезный конкурент. Главная их сила - одна
из самых больших в мире база определяемых вирусов".
Однако, скажем честно, нам совершенно не импонирует и
противоречит по духу метода ведения маркетинга фирмой "ЛК", когда
желаемое выдается за действительное. Ведь в таком случае в первую
очередь наносится большой вред клиентам -- так как сознательно их
вводят в заблуждение. Обладая всего лишь одним классом антивирусных
средств, а именно сканером, представители AVP Team некоторое время
тому назад очень предвзято "оценили" возможности сторожа Sheriff, а
уже совсем недавно дали такую же необъективную "оценку" возможностей
бета-версии программы AVPI в сравнении с хорошо известным ревизором
дисков ADinf & Cure Module, о котором наши разработчики докладывали на
международных конференциях IFIP в 1993 г. и Virus Bulletin в 1995 г.
Мы готовы встретиться с корреспондентами и подробно рассказать
почему программа AVPI является откровенно слабым продуктом с точки
зрения защиты от вирусов и по сути своей является любительской
поделкой.
Есть во всем этом "базаре" на первый взгляд скрытый, но
немаловажный аспект -- экономический. Делить-то тут в России
отечественным антивирусным фирмам по сути дела и нечего. Оборот всего
антивирусного рынка России в 1997 г. оценивается величиной в 1 млн.
долл., т.е. в 700 (СЕМЬСОТ) раз меньше общемирового -- 700 млн.долл.
При этом, если первая четверка мировых лидеров (по коммерции!) имеют
обороты:
- McAfee (ныне Network Associates) 270 млн. долл.,
- Symantec 200 млн. долл.,
- TrendMicro 80 млн. долл.,
- Dr. Solomon_s Lab 72 млн. долл.,
то оборот ЗАО "ДиалогНаука" в 1997 г. -- всего 0.6 млн. долл. (95% -
на российском рынке и 5% - на зарубежном). Hасколько нам известно
такой же оборот имеет и фирма "ЛК" (66% - в России, 33% - за рубежом).
Итак, каждая российская антивирусная фирма зарабатывает в СОТHИ (!)
раз меньше в сравнении с мировыми (в коммерческом плане) лидерами.
Так что, господа-товарищи из российских фирм: "Давайте жить
дружно!". Hе гоже нам сейчас неистово драться и стремиться во что бы
то ни стало "потопить" друг друга на крохотном "пятачке" неразвитого
еще российского рынка (который и так в значительной степени именно
нашими фирмами и покрывается). Давайте направим наши таланты и силы
на совершенствование продуктов с тем, чтобы активно продавать их на
международной уровне в модном сейчас духе глобализации бизнеса.
В общем, приглашаем к ДИАЛОГу!