┌──┌─┐┌──
──┘├─┘──┘ Presents
┐  ┌┐┐┌─┤ VMag, Issue 1, 1 June 1997
└─┘┘ ┘└─┘ ──────────────────────────

          От спутника до Митника, или Типология хакеров

                   Михаилу А.Якубову, который меня многому научил

                  Технолингвистические парадоксы

   Русское слово "спутник", вошедшее в  1958  году  в  английский
язык, был скрещено со словом "beat" -  и  появились  битники.  На
смену "разбитому  поколению"  явились  беззаботные  "дети-цветы".
Большинство хиппи отрицательно относились к компьютерам,  видя  в
них лишь средство централизованного контроля. Те же немногие, кто
увидели в них мощную силу, способную преобразовать  мир  согласно
идеалам творческой свободы  и  неиерархического,  неподцензурного
никакой цензуре общения, стали работать  над  этим  превращением.
Хиппи ушли в прошлое, а их идеалы в будущее, заложив  философскую
базу кибернетической революции.  На  арену  истории  вышла  новая
порода нон-конформистов: хакеры.

   Слово "хакер" невозможно адекватно перевести на  русский  -  в
первую очередь, в силу  его  двусмысленности.  С  одной  стороны,
хакер - преступник, незаконно проникающий в компьютерные  системы
с целью украсть  или  изменить  содержащуюся  там  информацию.  С
другой,  хакер  -  это  просто  специалист   по   компьютерам   и
компьютерной связи, для которого его  занятие  -  одновременно  и
хобби, и работа. Таким образом, слово "хакер" совмещает в себе по
крайней мере два значения (один дотошный хакер насчитал целых 69)
- одно окрашенное негативно ("взломщик"),  другое  -  нейтральное
или даже хвалительное ("асс", "мастер").

   Иногда два эти значения пытаются развести,  именуя  зловредных
хакеров особым словом - "кракеры". Поясню это различие  примером:
если вы смотрели фильм "Сеть", то  хакером  является  там  именно
Анджела Беннет, в то время как "преторианцы" - самые  что  ни  на
есть кракеры. (Конечно, было бы правильнее  писать  "крэкер",  но
приходится выдерживать  параллелизм:  слово  "хакер"  проникло  в
русский язык, как в свое время "sputnik" -  в  английский;  кроме
того, хочется избежать  ненужных  ассоциаций  с  известного  рода
печеньем).

   Поток лингвотехнологических метаморфоз  (как  это  свойственно
любым превращениям) замыкается на себе,  подобно  змее,  кусающей
свой хвост. На конференции по компьютерной безопасности  в  марте
1995  в  Берлингаме  Кари   Хекман   сравнил   вызов,   брошенный
специалистам по секьюрити хакером Кевином Митником, с  ситуацией,
в которой оказались Соединенные Штаты  после  того,  как  русские
запустили свой спутник.

                      Апология и развенчание

   Итак, глагол "to  hack"  применительно  к  делам  компьютерным
может означать  две  противоположные  вещи:  взломать  систему  и
починить, "залатать" ее.  Оба  эти  действия  предполагают  общую
основу:  понимание  того,  как  система   устроена,   способность
оперировать громадными массивами програмных данных. Не  случайно,
что многие сисопы  (системные  операторы)  -  бывшие  хакеры  (во
втором, "ломательном" смысле).

   Двусмысленность термина (или псевдо-термина) "хакер"  ведет  к
парадоксам. "Хакер" - это  и  герой,  и  хулиган,  и  расчетливый
преступник; мастер киберреальности и угроза компьютеризированному
обществу. Отсюда - крайности в оценке: хакеры  подвергаются  либо
полной идеализации (в сочинениях самих хакеров), либо  такому  же
полному очернению  (в  писаниях  журналистов,  паразитирующих  на
навязчивых фобиях обывателя).

   Реальность, как всегда -  посередине.  Грубо  говоря,  "хакера
вообще" не  существует.  Существуют  реальные  люди,  играющие  с
компьютерами в очень разные  игры.  Мотивы  игры,  ее  правила  и
результаты, к которым  она  приводит,  не  сводимы  к  какой-либо
единой формуле, а образуют обширное поле возможностей.

                   Хакер - двигатель прогресса

   В 1984 году Стивен Леви  в  своей  знаменитой  книге  "Хакеры:
Герои компьютерной революции" сформулировал  принципы  "хакерской
этики",

   "Доступ к компьютерам должен быть неограниченным и полным".

   "Вся информация должна быть бесплатной".

   "Не верь властям - борись за децентрализацию".

   "Ты можешь творить на компьютере искусство и красоту".

   "Компьютеры могут изменить твою жизнь к лучшему".

   Эти  формулировки  восходят,  несомненно,  к  коммунализму   и
свободомыслию хипповских коммун 60-х (куда же восходит  философия
хиппи - спросите у Андрея Мадисона).

             Леви говорит о трех поколениях хакеров.

   Первое   возникло   в   шестидесятых-начале   семидесятых   на
отделениях компьютерных наук в университетах.  Используя  технику
"разделения времени" эти парни преобразовали  "компьютеры  общего
пользования" (mainframes) в виртуальные персональные  компьютеры,
существенно расширив, тем самым, доступ к компьютерам.

   Затем, в конце 70-х, второе поколение делает следующий  шаг  -
изобретение  и   производство   персональных   компьютеров.   Эти
неакадемические    хакеры     были     яркими     представителями
контр-культуры. Например, Стив Джобс,  хиппи-битломан,  бросивший
колледж, когда ему надоело учиться, или Стив  Возняк,  инжинер  в
"Хьюлетт-Пакардс". Прежде, чем  приуспеть  в  "Эппл",  оба  Стива
занимались тем, что собирали и продавали  так  называемые  "синие
ящики"  -  приспособления,  позволяющие  бесплатно   звонить   по
телефону.  А  их  друг  и  сотрудник   на   ранних   стадиях   Ли
Фельсенштайн, разработавший первый переносной компьютер,  который
назывался "Осборн-1" вообще был  радикалом  из  "новых  левых"  и
писал  "подрывные"  статьи  для   известной   подпольной   газеты
"Berkeley Barb".

   "Не спрашивай, что твоя страна может для тебя  сделать.  Лучше
сделай  что-нибудь   сам",   -   говорила   тогдашняя   молодежь,
перфразируя  лозунг  Джона  Кеннеди.  "Делай  свое  дело"   легко
переводилось как "ачни свой бизнес". енавидимые широкими  кругами
истеблишмента, хиппи были с  готовностью  приняты  в  мир  малого
бизнеса. С собой они принесли честность и легкость в общении, что
оказалось  привлекательным  как  для   продавцов,   так   и   для
покупателей. Однако успех в  бизнесе,  принесший  многим  из  них
богатство  и  власть   в   молодом   возрасте,   не   обязательно
сопровождался "перерастанием" их контр-культурных ценностей.

   Третье поколение  кибер-революционеров,  хакеры  начала  80-х,
создали множество прикладных,  учебных  и  игровых  программ  для
персональных компьютеров. Типичная фигура  здесь  -  Мич  Кейпор,
бывший учитель трансцендентальной медитации, создавший  программу
"Lotus 1-2-3", которая весьма  способствовала  успеху  IBM-овских
компьютеров.  Подобно  большинству  компьютерных  первопроходцев,
Кейпор  по   прежнему   активен.   "Фонд   электронных   рубежей"
(Electronic  Frontier  Foundation),  основанный  им  совместно  с
текстовиком  из  "Грейтфул  Дэд",  успешно  влияет  на   политику
Вашингтона в отношении гражданских прав в киберпространстве.

   За годы, прошедшие  с  выхода  книги  Леви,  к  власти  пришло
четвертое поколение революционеров, свершения которых  живописует
в  Time  Magazine  Стюарт   Бренд.   Именно   они   преобразовали
милитаристскую ARPAnet -  сеть,  финансировавшуюся  министерством
обороны США, в "тотальную дигитальную эпидемию",  известную  ныне
как  Интернет.  Создание  неиерархической  системы  коммуникации,
называемой Usenet и бесчисленных "досок объявлений" (BBS) -  тоже
их заслуга. Руководствуясь  той  же  "хакерской  этикой",  что  и
предыдущие   поколения,   они   противостоят   коммерционализации
Интернета, создавая программы, которые тут же становятся доступны
всякому,  кто  их  пожелает  -  так  называемые  "freeware"   или
"shareware",  живо  напоминая   "диггеров"   60-х,   "подрывавших
капитализм", бесплатно раздавая свое имущество и товары.

   Конечно, - пишет Бренд, -  далеко  не  всякий  на  электронных
рубежах ощущает свою преемственность с  конр-культурными  корнями
60-х. Трудно назвать хиппи иколаса  егропонте,  шефа  Лаборатории
массовых  коммуникаций  в  Массачусетском  институте   технологии
(M.I.T.) или магната "Майкрософта" Билла Гейтса.  Тем  не  менее,
философия 60-х сохраняет живой творческий потенциал.  Виртуальная
реальность - компьютеризированное сенсорное погружение - получила
свое название и была  снабжена  начальной  технологической  базой
Джейроном Ланье, который вырос в ью-Мехико в "геодезической юрте"
(изобретение  Букминстера  Фуллера,  популярное   среди   хиппи),
зарабатывал деньги игрой на флейте в ью-Йоркской  подземке  и  до
сих  пор  носит  длиннейшие  растафаровские  косички.   Последнее
поколение  суперкомпьютеров,  допускающих  громадное   количество
параллельных  подключений,  разрабатывалось   и   запускалось   в
производство  гениальным  волосатиком  Данном  иллисом,   который
задался  целью  построить  машину,   "которая   могла   бы   нами
гордиться". Система криптографирования,  называемая  PGP  (Pretty
Good Privacy), обеспечивающая приватность каждому пользователю  -
детище  патлатого  пацифиста  из  Боулдера   Филиппа   Циммермана
(кстати, за то, что  он  забросил  свое  изобретение  в  Интернет
американские власти хотели впаять ему срок - там действует  закон
запрещающий  экспорт  сильных   криптографических   методов),   а
нашумевшая программа "SATAN", позволяющая выявлять дыры в  защите
компьютерных  систем  -  творение  неуживчивого  анархиста   Дэна
Фармера.

   Таковы "хорошие  хакеры",  двигающие  технический  прогресс  и
использующие свои знания и умения на благо человечества. Им,  как
водится, противостоят "плохие" -  которые  читают  чужие  письма,
воруют  чужие  программы  и  всеми  доступными  способами  вредят
прогрессивному человечеству. О них мы поговорим в следующий раз.

   Мирза БАБАЕВ.
   Copyright Zhurnal.Ru