┌──┌─┐┌──
──┘├─┘──┘ Presents
┐ ┌┐┐┌─┤ VMag, Issue 3, 1 January 1999
└─┘┘ ┘└─┘ ─────────────────────────────
Глава книги: Безруков Николай Николаевич "КОМПЬЮТЕРНАЯ ВИРУСОЛОГИЯ"
1.2.1. Хакеры
"Можно противостоять всему,
за исключением искушения"
О.Уайлд
Массовое распространение клонов IBM PC привело к резкому увеличению
количества людей, активно занимающихся программированием на компьютере,
а следовательно, и прослойки компьютерных "фанатов". Если раньше этот
тип людей встречался в основном в университетских городках и больших
вычислительных центрах, то с распространением клонов IBM PC ситуация
существенно изменилась. Обладателями мощных и в то же время дешевых
компьютеров стали школьники, пенсионеры, а также другие лица,
располагавшие, помимо желания попробовать свои силы в программировании,
еще и значительным количеством свободного времени.
Как и в других областях человеческой деятельности, спектр отношения
людей к программированию и вычислительным машинам очень широк: от
ненависти, через полное безразличие до патологической привязанности или
зависимости, которую можно квалифицировать как манию. Всякий работавший
в вычислительном центре на больших ЭВМ и видевший, как к концу второй
смены некоторые программисты наспех вносят плохо продуманные изменения в
свои программы и умоляют электронщиков дать еще минутку, чтобы
посмотреть, что получится, узнает сцену, описанную Ф.М.Достоевским в
романе "Игрок":
"В одиннадцатом часу у игорных столов остаются настоящие, отчаянные
игроки, для которых на водах существует только одна рулетка, которые и
приехали для нее одной, которые плохо замечают, что вокруг них
происходит, и ничем не интересуются весь сезон, а только играют с утра
до ночи и готовы были бы играть, пожалуй, и всю ночь до рассвета, если б
можно было. И всегда они с досадой расходятся, когда в двенадцать часов
закрывают рулетку. И когда старший крупер перед закрытием рулетки около
двенадцати часов, возглашает: "Les trois derniers coups, messieurs!"
(Три последних игры (букв.: удара), господа - прим. перев.), то они
готовы иногда проставить на этих трех последних ударах все, что у них
есть в кармане, - и действительно тут-то наиболее и проигрываются"
[Полн. собр. соч. в 30-ти томах. - Л.: Наука, т.5, 1973, c.292].
Психологи отмечают, что у страстных игроков имеются определенные
психологические черты, роднящие их с одержимыми программистами. Для
страстного игрока игра - это все ("весь мир - игра"). Даже выигрыш менее
важен, чем сама игра. В свою очередь, для программиста-фаната работа за
дисплеем - это и есть настоящая жизнь, а все остальное - скучная
"обязаловка". Одержимый программист с трудом переносит разлуку с
машиной. Постоянная работа с машиной накладывает определенный отпечаток
на язык и мышление таких людей. Наблюдается перенос некоторых
программистских терминов типа "зациклился", "завис", "вычислить"
(например фраза "я тебя вычислил" используется со значением "я понял,
разгадал что-то") в повседневную жизнь. Создается впечатление, что
другие люди воспринимаются ими как программы, а окружающая среда - как
некая "супероперационка", для вселенского "гиперкомпьютера".
Вместо сочетания "одержимый программист" как в разговорной речи, так
и в литературе часто используется термин "хакер" (от англ. Hack -
рубить, кромсать) и уже создан определенный образ хакера. Это очень
способный молодой человек, работающий за дисплеем по 12-16ч. подряд, до
полного изнеможения, а если представляется возможность, то и ночи
напролет. Питается урывками. Внешний вид свидетельствует о том, что он
не обращает внимания на внешний мир и не слишком интересуется мнением
окружающих: джинсы, мятая рубашка, нечесанные волосы. Блестяще знает все
подробности операционной системы, языка ассемблера и особенности
периферийного оборудования.
Основная продукция - маленькие недокументированные системные
программы, ради которых, а также ценя в нем консультанта по "дебрям"
операционной системы и внешних устройств, ему и разрешают работать на
машине, когда он хочет и сколько он хочет. Обычный метод их создания -
"кромсание" чужих программ, что и объясняет смысл термина хакер. В
"просвещенном" варианте - это дизассемблирование подходящей программы,
модификация ассемблерного текста c удалением следов принадлежности
программы другому автору, даже если доработка в сущности была совсем
пустяковая, вставка собственной клички (обычно достаточно экзотической,
например SuperHunter), а затем ассемблирование. Документация,
естественно, не нужна, поскольку сам хакер знает, что послужило
прототипом, да и вообще руководствуется принципом "умный догадается, а
дураку не нужно". В "диком" варианте кромсается непосредственно
загрузочный модуль в отладчике. Здесь отсутствует не только
документация, но и исходный текст "изделия".
Ну и конечно, у каждого хакера есть сверхзадача, своего рода голубая
мечта (удачные небольшие системные программки, благодаря которым он
пользуется уважением, им самим рассматриваются как поделки): новая
операционная система, алгоритмический язык, программа, выигрывающая у
человека в какую-нибудь сложную, интеллектуальную игру, или
инструментальная система "супер" - облегчающая все, все, все (самая
любимая задача). Конечно, статус хакера не является пожизненным. Это
своего рода "детская болезнь", и из среды "нормальных" хакеров вышел ряд
известных разработчиков системного программного обеспечения.
Для части хакеров, обычно называемых кракерами, в качестве
сверхзадачи выступает проникновение в какую-нибудь систему, снятие
защиты программного продукта от копирования или что-то аналогичное.
Именно эта часть хакеров становится причиной "головной боли"
разработчиков коммерческого программного обеспечения, снабженного
средствами защиты от незаконного копирования, а также пользователей баз
данных с конфиденциальной информацией.
Другая часть кракеров, иногда называемых "информационными
путешественниками", специализируется на проникновении в удаленные
компьютеры, подключенные к некоторой сети. Так, студенты одного из
университетов США составили и сумели ввести в ЭВМ программу, имитирующую
работу с удаленными пользователями. К моменту разоблачения пользователи
сумели получить более 100 таких паролей. Деятельность этой разновидности
кракеров в большинстве западных стран рассматривается или граничит с
уголовной. Неслучайно ряд кракеров на Западе были осуждены на сроки от 6
месяцев до 10 лет тюремного заключения.
И наконец, самая худшая порода хакеров - это создатели троянских
программ и компьютерных вирусов. Впрочем, их уже нельзя назвать
хакерами, поскольку "неформальный кодекс" хакера запрещает использование
своих знаний операционной систем и оборудования во вред пользователям.
Это своего рода "паршивые овцы", которые бросают тень на хакеров в
целом. Обычно их называют техно-крысами. Поскольку жертвами вирусов
обычно становятся не специалисты, а те, кто использует компьютер как
инструмент своей профессиональной деятельности или как хобби, психология
разработчиков вирусов сродни психологии негодяев, отбирающих деньги у
школьников младших классов, которые мать дала им на обед.